кин.
sanitarium
источник: www.kinopoisk.ru/article/2011278/
Снимать третий фильм Нолан не собирался. Как считает Дэвид Гойер, режиссер чувствовал, что превзойти себя невозможно. «Да и исторически так сложилось, что третьи части хорошими не бывают, — считает сценарист. — Не хотелось подводить зрителей, актеров и себя. Первые два фильма прекрасно смотрелись сами по себе. Третий даже не напрашивался».

Летом 2009-го пошли слухи, что Нолан окончательно отказался от франшизы из-за смерти Леджера. Якобы, Джокер должен был вернуться в третьем фильме, но теперь непонятно, куда вести героя. Более того, инсайдеры прочили возвращение Темного рыцаря на большие экраны не раньше 2012, а то и 2013 года. Меж тем, Кристофер Нолан был занят психоделическим триллером «Начало» — весной 2009-го вовсю шел кастинг.

imagebam.com



В феврале 2010-го ситуация несколько прояснилась. Warner сумела уговорить Нолана снимать третий фильм (а ведь раньше можно было просто позвать Шумахера!), а также курировать работу над новым «Суперменом». Вместе с тем, Дэвид Гойер ушел сочинять сценарий «Человека из стали», переложив сочинение сценария третьего «Бэтмена» на плечи младшего брата Кристофера, Джонатана Нолана.

Вышедший в июле 2010-го проект «Начало» в очередной раз укрепил статус Кристофера Нолана как режиссера, успешно совмещающего кино зрелищное, умное и прибыльное: сборы картины составили 825 миллионов долларов. Четыре технических «Оскара» увенчали фильм, разделивший киноманов мира, яростно споривших, кем является Нолан: гениальным режиссером или же шарлатаном, гнущим свою линию? Впрочем, нашей задачей является рассказ о Бэтмене, а этому герою предстоял финальный выход в обновленном виде.
В поисках нового злодея
Конечно, Гойер и Нолан еще на заре своего сотрудничества обсуждали сюжетную арку Бэтмена. Первый фильм должен был рассказать историю происхождения героя, второй — затянуть Брюса Уэйна еще глубже в свое альтер-эго, ну а третий, если таковой случится, решил бы дилемму Бэтмен-Уэйн и поставил бы точку на супергероической деятельности миллиардера.

Как это часто бывает, Нолан начал с конца. «Финал очень важен, — считает режиссер. — Я не берусь за проект, если у меня нет четкого понимания его финала. Это относится ко всем фильмам трилогии о Бэтмене, но особенно к „Возрождению легенды“». Нолан и Гойер ненадолго вернулись в гараж, откуда начинал свой путь новый Бэтмен, набросали основные сюжетные линии и вызвали Джонатана Нолана. «Я часто подключаю Джона на разных стадиях своих проектов, чтобы узнать его мнение, — говорит Кристофер. — У него бывают очень ценные идеи».

imagebam.com

Как и в случае с «Темным рыцарем», Джонатан Нолан написал первый вариант сценария «Возрождения». Далее за него взялся сам режиссер. Действие решили начать спустя 8 лет после событий, показанных во втором фильме. Бэтмен берет на себя вину за смерть Харви Дента, чтобы страшное преображение прокурора не испортило образ «Белого рыцаря Готэма». Город преображается, освобождается от преступности, но лишь на поверхности: изнутри он гниет еще сильнее, чем много лет назад, когда Брюс Уэйн только приступил к своим обязанностям.

Идея «Возрождения легенды» в прорыве наверх низов общества. Насилие вырывается на свободу и лавой обрушивается на Готэм. Брюсу Уэйну приходится собирать все свои силы, чтобы дать отпор. «В „Возрождении легенды“ важна идея, заложенная в финале „Темного рыцаря“: победа, одержанная над злом, была основана на лжи. Со временем все тайное становится явным — так и все зло постепенно прорывается на свет, — говорит Кристофер Нолан. — Джона предложил экранизировать метафору буквально и поместить главного злодея под землю, чтобы он через канализацию вышел на улицы города».

imagebam.com

В третьем фильме Нолана Бэтмену снова предстояло оказаться в непривычном для себя жанре. Становление героя и криминальная драма, показанные в первых двух картинах, уступили место настоящим военным действиям эпического размаха. «Трилогия радовала меня тем, что мы не повторялись, — говорит Нолан. — Мы провели своих героев по разным жанрам, каждый раз поднимая планку. В случае «Возрождения легенды» их ожидали события разрушительной силы — как в фильме-катастрофе или военном эпике».

Велико было искушение сделать «Возрождение легенды» еще с большим размахом, как это часто бывает в заключительных фильмах трилогий. Если в случае первого фильма при написании сценария Нолан и Гойер отмечали, в каких местах требуется вставить экшн, то третий фильм решили писать так, как получится — экшн возникал сам. «Пошел третий месяц работы над сценарием, когда события в фильме начали приобретать солидный масштаб», — говорит Гойер, следивший за работой братьев Ноланов.

Ключевым персонажем третьей ленты стал Бэйн, появившийся во вселенной Бэтмена относительно недавно — в 1993 году. Забавно, что среди создателей этого героя был однофамилец режиссера Грэм Нолан. Как и сюжет, который разворачивался постепенно, Бэйн появился перед сценаристами не сразу. Гойер рассказывает, что обычно выбирается злодей и под него уже подгоняется сценарий. «Студия ждала, что после „Темного рыцаря“ в третьем фильме появится Загадочник или Пингвин или какой другой канонический злодей. Мы действовали иначе. Подход такой: „Какова наша тема? Какую историю мы хотим рассказать об этих героях? И в таком случае, какой злодей будет смотреться логичнее?“ Так у нас появился Бэйн».

imagebam.com

Бэйн — здоровенный мужик в маске лучадора (мексиканского рестлера) уже появлялся в одном из «Бэтменов» Шумахера, но Ноланы решили придерживаться комикса, где силач — не просто кусок мяса в маске, а умный и расчетливый враг. В отличие от Джокера, у Бэйна был план и была история происхождения. Кроме того, впервые в трилогии появлялся злодей, чья физическая сила едва ли не превосходила силу его духа.

Жизнь Бэйна была диаметральной противоположностью истории Брюса Уэйна, но в чем-то были и совпадения. Оба сироты, оба провели время в тюрьме, но взгляды героев, конечно, расходились. К сожалению, от российского зрителя уходит смысловая составляющая имени Бэйна. Bane — в переводе с английского «проклятие» или «погибель». Как раз эти беды обрушиваются на Готэм-сити.

imagebam.com

На роль Бэйна искали актера, способного совместить в себе как ум, так и физическую силу. Кроме того, от артиста, утвержденного на эту роль ожидалась сложная работа: поскольку персонаж не снимает маску, нужно играть не только голосом, но и всем телом. «Я сразу подумал про Тома Харди, — вспоминает Нолан. — Он снимался у меня в «Начале» и зарекомендовал себя как один из редких актеров, способных создать героя хоть моргнув, хоть пошевелив пальцем. Его физическая игра превосходна, как и его голос».

Звонок Нолана застиг Тома в Ванкувере. «Позвонил мне внезапно и говорит: «Том, я снимаю еще одного «Темного рыцаря», и там есть роль для тебя. Только придется полгода ходить в маске». И я такой: «Ну-ка, дай подумать. Хочешь, чтобы я снимался с тобой в разных уголках мира, исполнял невероятные трюки, имел в своем распоряжении кучу оружия и всего-то носил какую-то маску? Я — за!»»

imagebam.com

Для роли Харди пришлось набрать дополнительную мышечную массу. Тут уже пришлось страдать костюмерам вестерна «Самый пьяный округ в мире». «По мере того как увеличивалась моя спина, им приходилось шить все новые и новые кардиганы большего размера, чтобы как-то уменьшать меня на экране», — смеется актер. Том прибыл на площадку в отличной форме. «И сижу я такой в кресле гримера, поигрываю мускулами, потом переодеваюсь в костюм Бэйна — и тут входит Бэтмен. И тут я понял, что у меня ручки тоненькие, ножки худенькие и сам я метр ростом. А Бэйл смотрит на меня и как бы усмехается: „Ну да, я Бэтмен, а ты-то кто?“»

Харди в своей игре опирался на полковника Курца из «Апокалипсиса сегодня» в исполнении Марлона Брандо. Том исправно играл глазами и телом, а вот с маской пришлось помучиться. «Всякий раз когда ты надеваешь маску, то приходится разрабатывать некую личность и двигаться так, что все это вместе не имеет ничего общего с актерской игрой, — говорит Том. — С одной стороны, это освобождает тебя. Но единственный минус в том, что ты не слышишь ни хрена из того, что говорят вокруг! Бэтмен меня не слышит, поэтому мы иногда в кадре тупо стоим и смотрим друг на друга. А потом мы разработали сигналы! Когда я заканчиваю свою реплику, то подмигиваю или поднимаю большой палец вверх. А он шевелит пальцами вне кадра, и тогда я понимаю: все, пришло время вломить ему!»

imagebam.com

К финалу «Возрождения легенды» Нолан вводит в пещеру Бэтмена нового героя, а самого Брюса Уэйна отправляет на заслуженный отдых в компании очаровательной воровки Селины Кайл. Бэтмен успел получить для себя трилогию, которой позавидует любой персонаж комиксов — ради него даже расширили количество претендентов на «Оскар» в номинации «Лучший фильм» до десяти, когда «Темный рыцарь» пролетел мимо.

И Нолан и Бэйл попрощались с Темным рыцарем. «Время проведенное в Готэме, пока я присматривал за одной из самых великих и живучих фигур в истории поп-культуры, стало для меня, как кинематографиста, сложнейшим, но вместе с тем бесценным опытом. Я буду скучать по Бэтмену. Хочется думать, что и он тоже будет скучать по мне, но этот парень никогда не отличался сентиментальностью», — пишет Кристофер Нолан в своем эссе в честь завершения трилогии.

imagebam.com

Пожалуй, трилогия о Темном рыцаре, снятая в наше время, подарила герою издательства DC лучший возможный памятник. Но на этом история Бэтмена не заканчивается. В марте 2011-го Warner объявила, что после трилогии Нолана перезапустит франшизу о крылатом мстителе — ведь впереди грядет «Лига справедливости», где Бэтмен сражается со вселенским злом рядом с Суперменом, Чудо-женщиной и другими супергероями. Как изменится этот персонаж в своей новой ипостаси, покажет время.




@темы: статья